ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МИЛУЮЩЕЙ

Год: 2018 — 2020

Место: Санкт-Петербург,

Большой проспект Васильевского острова, 100

Заказчик: СтройТехПроект (генпроектировщик)

Научный руководитель: Заслуженный архитектор РФ А.Н. Оболенский

Главный архитектор/реставратор: А.С. Антипова

Главный инженер/конструктор: В.В. Павлинов

Площадь: 1 370 кв.м.

Стадии: В процессе реализации/ Концепция + ПД + РД + Авторский надзор

Авторский коллектив АБ А4: Сергей Марков, Алексей Афоничкин, Анастасия Медведева, Ксения Максимова, Андрей Некрасов.

При участии: Сергея Кантерина, Екатерины Николаевой

Церковь Милующей иконы Божией Матери находится в западной части Васильевского острова Санкт-Петербурга и исторически связана с галерной гаванью. Храм был заложен в 1889 году и освящен в 1898 году.

 

Проект храма разработал выдающийся архитектор, гражданский инженер В.А. Косяков (автор Морского Никольского собора в Кронштадте) совместно с Д.К. Пруссаком; церковь выполнена в характерном неовизантийском стиле с элементами модерна в убранстве интерьеров. Храм стал доминантой района, его высота 42 м. Вокруг церкви был разбит сквер, а вдоль Большого проспекта по границе участка была устроена металлическая ограда на гранитном основании (утрачена). Максимальная вместимость исторического храма была рассчитана на 1800 прихожан.

Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века: Т.1.

Архитектура исповеданий. — СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1902 г.

НАЧАЛО ХХ ВЕКА

 

В 1932 году здание церкви было закрыто и передано в распоряжение отряда подводного плавания при Галерной гавани. Тогда храм приспособили под испытательную камеру, которая была оборудована в церкви: в здании проходили учения водолазы-спасатели — церковь отчасти снова служила военно-морскому флоту. Барокамера для погружения под куполом и ведущая к ней труба была уникальна для своего времени и стала первой в СССР.

ЭСКИЗЫ АРХИТЕКТОРА В.А.КОСЯКОВА ДЛЯ МОРСКОГО СОБОРА В КРОНШТАДТЕ

 

Василий Антонович Косякова родился в июне 1862 года в семье весьма скромного достатка, благодаря своему трудолюбию, настойчивости и художественному таланту с успехом окончил в 1885 году Институт гражданский инженеров в Санкт-Петербурге (ныне — Петербургский архитектурно-строительный университет). Творческий путь В.А. Косякова начался в институтские годы с построек в Бресте. Основные произведения мастера выполнены в традициях византийского и русского стиля. Первый реализованный самостоятельный проект зодчего — церковь Милующей Божией Матери в Галерной гавани (начата в 1889 году). Самым выдающимся произведением Василия Косякова стал грандиозный Свято-Никольский Морской собор в Кронштадте (1902-1913), задуманный и осуществленный как храм-памятник героям русского флота.

19 декабря 2012 года Министерство обороны России передало храм Русской Православной Церкви. Доработка научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия в 2018-2019 годы выполнялась с учетом данных, полученных в 2015 г. проектной организацией ООО «Город».

 

Бюро А4 были разработаны проект приспособления храма в части архитектурных (фасадных и интерьерных) решений, а также генеральный план участка территории церкви.

 

Исторически в подклете — цокольном этаже храма — располагались печи и калориферные каналы; они были демонтированы в 1932 году при устройстве оборудования тренировочной станции.

 

Проектом приспособления в подклете предусмотрено создание нижнего крестильного храма с купелью. Устройство нижнего крестильного храма — распространенная практика для восстанавливаемых православных храмов. Также в цокольном этаже расположились комнаты отдыха и необходимые инженерно-технологические помещения для комфортного современного использования церкви. 

Детали иконостаса: полотенца

Художница Екатерина Николаева

РИСУНОК ПОЛА

 

Рисунок напольного покрытия подклета характерен для работ В.А. Косякова, основан на архивных чертежах (рисунках) пола верхнего храма и включает в себя детали, близкие стилю модерн. 

 

КУПЕЛЬ

 

Нижний храм предназначен в первую очередь для совершения таинства крещения. Для этого молельный зал оборудован стационарной купелью для взрослых и переносной купелью для младенцев.

 

Стационарная купель имеет традиционную форму: ее стенки приподняты над поверхностью пола нижнего храма, а ступени расположены вокруг центральной оси-поручня. Купель богато декорирована натуральным иерусалимским камнем, мрамором и смальтой. Ограждение купели выполнено из патинированной латуни с характерным рисунком решетки.

Общее объемно-планировочное решение цокольного этажа продиктовано основаниями четырех несущих столбов храма и архитектурой исторических (существующих и воссоздаваемых) сводов цокольного этажа. Реконструируемый иконостас нижнего храма тождественен и перекликается с иконостасом верхнего храма и выполнен в археологическом византийском стиле с применением цветного натурального камня и инкрустации. 

Поверхности сводов и частично стен запроектированы с подготовкой для дальнейшей художественной росписи. Работа над проектом велась под научным руководством известнейшего архитектора, специализирующегося на православной церковной архитектуре, А.Н. Оболенского и совместно с приглашенными архитекторами и художниками храмового зодчества.

ПОХОЖИЕ ПРОЕКТЫ